"Сказка" Москва
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ С ПОНЯТИЯМИ И ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИТ-ГРАМОТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки) УДК 373.2 аспирант Логинов Владимир Александрович Московский психолого-социальный университет (Москва).
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ С ПОНЯТИЯМИ И ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИТ-ГРАМОТНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация: Дошкольное образование ускоренно обновляется, дети приобщаются веб-ресурсам, становятся мобильными. Влияют и факторы взаимодействий с родителями, социумом. Есть и образовательные, педагогические аспекты. Например, создание творческих обучающих сред, способов деятельности. Ранее приобщение детей к ИТ требует подхода, учитывающего различные аспекты. ИТ затрагивают весь образовательный процесс. Главное – обучение тому, как правильно пользоваться ИТ, увеличить свои образовательные возможности, сделать образовательный процесс интересным, насыщенным, мультимедийным. Наличие базы, азов информационной грамотности у дошкольников – необходимое условие более ранней «точки входа» их в цифровую экономику. В работе исследованы аспекты включения ИТ, компьютера в образовательный процесс, его когнитивность, реализуемость с помощью цепочек (глобально – ИКТ) принятия решений. Ключевые слова: дошкольное образование, компьютерная грамотность, система понятий, цифровая экономика. THE ORGANIZATION OF WORKS WITH CONCEPTS AND OBJECTS IN DEVELOPMENT OF IT-LITERACY AT PRESCHOOL AGE Summary: Preschool education is in an expedited manner updated, children join to web resources, become mobile. Also factors of interactions with parents, society influence. There are also educational, pedagogical aspects. For example, creation of the creative training environments, modalities of action.Earlier familiarizing of children with IT demands the approach considering various aspects. IT affect all educational process. The main thing – training in how IT is correct to use, to increase the educational opportunities, to make educational process interesting, saturated, multimedia.The presence of a base, as well as the availability of literacy among preschoolers, is a prerequisite for their earlier entry point into the digital economy.In work aspects of inclusion of IT, the computer in educational process, its cognitive feasibility by means of chains decision-making are investigated. Keywords: preschool education, computer literacy, system of concepts, digital economics. Реформирование дошкольного образования вызвано не только информационно-технологическими причинами, например, ускорением обновления информации, ранним приобщением детей к интернет-ресурсам, их «мобильнизацией» и др. Влияют также факторы социального заказа, взаимодействий с родителями и др. Есть и образовательные, педагогические аспекты [1], [2]: развитие методик развивающего обучения, творческого погружения в обучающую среду, способов деятельности и взаимодействий типа «обучаемый–обучающий», «обучаемый–обучаемый», «обучаемый–обучающая среда» и др. Раннее обучение детей ИКТ требует нового подхода, учитывающего новые аспекты информационной культуры в обществе, в образовательной системе. Само понятие информационной культуры – многогранное, в частности, включает не только коммуникационный, но и алгоритмический, мировоззренческий, воспитательный аспект[3], [4]. Исследованиями рассматриваемой проблемы занимался ряд авторов, в частности Г.С. Альтшуллер, Л.С. Выготский, М.С. Гафитулин, Л.А. Григорович, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.В. Зусман, Г.И Иванов, А.Н. Леонтьев, И. Калас, А.М. Матюшкин, К.Ф. Талызина, З.Г. Шустерман и др. Информационные технологии задействует все сферы общественной жизни, а также затрагивают образовательный процесс. Главной задачей «нулевого уровня» ИКТ-грамотности (дошкольного уровня), будет обучение детей тому, как правильно пользоваться ИКТ, как увеличить возможности детей, сделать образовательный процесс более интересным, насыщенным, закрепляющим полученные знания, интерес детей к получению информации, занятиям. Например, на мультимедийном проецировании дошкольники смогут увидеть явления, которые им невозможно видеть, видео-уроки оставляют яркий, неизгладимый след у дошкольника, даря ему новые ощущения, эмоции, понятия, объекты, способствуя мышлению. Есть и негативные моменты интенсивного применения компьютеров в образовательном процессе: влияние на здоровье детей (если не соблюдать санитарно-гигиенические нормы, например, превышать время непрерывного занятия – 20 мин), из процесса обучения может «выпасть» педагог, развивающий, например, мелкую моторику. ИКТ имеют множество полезных функций для погружения в творческий процесс выполнения задания. Важно внимание к тому, где речь идет о полезных разработках, не только о компьютере, его использовании, точнее, а в использовании программ. Хорошо, если взаимодействие с ними будет полезным для детей, оно будет проходить под наблюдением специалистов. Следует стремление педагога внести необычные методы, способы информирования поощрять. Такой воспитатель смотрит в будущее, сам развивается. Информационная грамотность – условие, атрибут идентификации своей потребности в информации, действиях, совершаемых на основе ее объема, скорости, качества (ценности). Это касается каждого – от дошкольника до пенсионера, сопровождает нас всю жизнь (согласно парадигме «обучение всю жизнь»). Компьютерная грамотность необходима и для социального развития. Охватывая широкий диапазон сфер: семья, ДОУ, социум, здоровье, обучение и др. Наличие базы, азов информационной грамотности у дошкольников – необходимое условие более ранней «точки входа» их в современную цифровую экономику. Эти азы, элементы информационной грамотности дошкольников можно обеспечить: 1) выявляя информационные потребности детей (как индивидуальные, так и коллективные); 2) оценивая и переоценивая качество доступа к информации, его каналов, объемов; 3) используя и распространяя информацию среди сверстников (родственников); 4) формируя, используя детерминанты информационной грамотности дошкольников (например, аналогично [5]). Здесь важна информационная цепочка по формированию знаний детьми: создание – оформление – передача – использование. Это итеративная цепочка, саморазвивающая. Все программы, ФГОС ДОУ должны ориентироваться на непрерывное повышение информационной грамотности [6], не только на умения писать, считать, работать за компьютером, но и думать, сотрудничать, планировать, принимать решения. В последнюю пятилетку развитие программных, стратегических направлений по обучению ИКТв ДОУ и школах идет по уровням (см., например, [7], [8]): 1) государственном– Стратегии развития информационного общества, Концепция социально-экономического развития РФ (до 2020 года); 2) государственно-региональном – концепции «Электронная Россия», «Наша новая школа», подключения школ к сетям Интернет; 3) на регионально-муниципальном– формирование образовательных соцсетей, учебных программ; 4) на уровне бизнеса – создание развивающих, обучающих сред («Баба-Яга учится считать», «Лунтик или Математика для малышей», «Баба-Яга учится читать», «Букварь», «Щелкунчик илиИграем с музыкой Чайковского», «Снежная королева», «От планеты до кометы», «Спасем планету от мусора», «Мышка Мия или Юный дизайнер», «Учимся рисовать» и др.). Анализ показывает, что большинство программ обучения применениям ИКТ в ДОУ – для интерактивного обучения, мотивации познавательной активности дошкольников в виде игр (соответствующих программным требованиям). Обычно программа, методика, технология разрабатываются по определенной образовательной области (музыка, математика, художественная литература, развитие познавательных умений и др.). Используется продуктивная деятельность на базе ФГОС, государственных требований. ИКТ часто является и средством автоматизированного управления, организации процесса, методической поддержки, мониторинга, координации деятельности организаторов, воспитателей, педагогов и медиков [9]. Для дошкольника,младшего школьника важно освоение конкретных процедур,навыков по определенным правилам (формальным условно),например,счет,сложение,поиск выхода из лабиринта,включение аппарата, управление «черепашкой»,построение рассуждений типа:«если... то...», «если...и(или)...то...». Но не только навыки важно развивать,важно и воспитание культуры интеллектуальных рассуждений, умение радоваться результату таких рассуждений,самому процессу.Ребенок начинает понимать,что выбор (построение) и оценка решения зависит лишь от интеллектуальности совершаемых действий. ИКТ расширяют возможности изучения информационных объектов, процессов за счет полноты и релевантности используемых средств: сравнения, анализа, синтеза, дискретизации, визуализации, использования компьютера, решения жизненных задач, в которых, так или иначе, необходимы алгоритмы, информационно-логические связи, упорядочивание, выбор по критерию и др. Идет попытка модернизации дидактических основ обучения дошкольников.Многие варианты «успешно отмерли», в частности, ориентированные на модель «действуй как я, не задавая вопросов». Поэтому в начальной школе уже применяются 3D-модели,алгоритмическое мышление, понятие выигрыша в стратегии действий, поведения в виртуальной среде и др. В дошкольном обучении эффективны наглядные, образные 3D-объекты, например, в задачах сортировки объектов.Здесь главное «уйти от бедного содержания» задач, возникающих («переходящих») из окружающего мира. В последних ФГОС, учебниках этому уделено недостаточно внимания [10]. Чтобы включить ИКТ, компьютер в образовательный процесс необходимы соответствующие задачи, особенно, когнитивного, исследовательского характера.Например, сопровождение процесса: 1) слово (предложение) – текст; 2) цифра – числа – выражения – результат; 3) компьютер – сеть – интернет – сайт – информация; 4) нули и единицы – память компьютера – программа – исполнение – результат. Работа с цепочками (глобально – с технологиями) требует от преподавателя принимать решение, основываясь на ответах на следующие вопросы: 1) Как ввести новоепредложение? 2) Как использовать предложение? 3) Какова цель использования этого предложения? 4) Каковы операции, действия с таким предложением? 5) Как назвать новое предложение? 6) Как изобразить такое предложение? 7) Есть ли такие предложения вокруг нас? 8) Какие другие предложения связаны с данным? 9) Как можно упорядочить слова? 10) Какие предложения одинаковы (по элементам, связи, результатам и др.)? Таких вопросов – много. Они позволяют строить стратегии, планировать ресурсы, рассматривать и оценивать выбор. Например, используя популярную категорию «Советские мультфильмы», предлагая просмотр новых, детских мультфильмов онлайн, в совершенно бесплатном доступе, удобном и безопасном. Увлекательно приобщая малыша к добрым, умным сказкам всех народов и стран. Это не может не пробудить интерес ребенка к ним, его любознательность. Просмотр «мультиков» - это развитие, дети развиваются нравственно, духовно, учатся добру, отзывчивости, отваге.Выбираем новинки детских «мультяшек» лишь качественные, останавливая свой выбор на воспитывающих лучшие качества человека, приносящих пользу ребенку. Но главное – возможность обобщать,классифицировать, описывать, интерпретировать взаимодействия, когнитивный подход. Этому способствуют и педагоги ДОУ, которым необходимы три интеллектуальные базовые функции – мышление, коммуникация, деятельность (образ, слово и образец) [11]. Современное динамично развивающееся информационное общество стремится к опережающему процессу подготовки педагогов ДОУ – ИКТ-грамотных, деятельностных, умеющих проектировать учебные ИКТ- ориентированные процессы, сочетая «старые»продуктивные и новые, ИКТ-ориентированныетехнологии обучения, инновационные методики [12], [13]. Усложнение системы передаваемых детям знаний, умений потребует прироста компетенций педагогов, релевантных программ. Современные образовательные ситуации требуют переподготовки педагогов ДОУ, овладения ИКТ-инструментарием,достаточным для рассмотрения таких ситуаций. Например, по схеме, аналогичной «кейс-стади»: 1) ознакомление с ситуацией, задачей; 2) организация группы детей для решения задачи; 3) конкретизация и обсуждение ситуации (под руководством педагога дошкольного образования, воспитателя детского сада); 4) привлечение ИКТ-средств для построения решения (выбора варианта из предложенных); 5) управление процессом. Основные условия овладения ИКТ в обучении: 1) желание, самоотдача педагогика; 2) психологическая готовность; 3) аналитический подход; 4) ответственность; 5) понимание (не)вербальности получаемой информации; 6) инсайт (озарение –«знаю,как...» или «не знаю пока, но придумаю...») и импровизация: 7) принятие решения (рефлексия, сопровождаемая изменением тока, темпа, характера, формы, позы, мимики, жестов и др.). Для детей важна импровизация, игровая обучающая ситуация, которая сопровождается: 1) методикой ситуативной; 2) чувствованием возрастной психологии; 3) концентрацией вниманием; 4) воображением; 5) творческим подходом; 6) эффективностью ИКТ; 7) эвристическим подходом; 8) аналитичностью; 9) плановостью (обработки информации, действий). Дошкольное образование уже подошло к внедрению ИКТ- инфраструктуры в процесс обучения [14]. Информационные технологии позволяют детям и наставникам решать все более сложные задачи, освобождая со временем от рутинной деятельности во благо его наивысшего предназначения - интеллектуальной деятельности, например, по методологии ТРИЗ [15]. ИКТ-ориентированное обучение для дошкольников – актуально, они нуждаются в раннем получении базовых знаний. Литература: 1. Абрамова И.В. Необходимость введения основ компьютерной грамотности в начальной школе и в дошкольном образовательном учреждении // Международный научный журнал «Символ науки». -№1-2. – 2018. С.127-131. 2. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. –М.: Новая школа, 1997. –128 с. 3. Сябренко А.П., Юленков С.Е., Тынченко В.С. Проблемы и перспективы информатизации современного дошкольного образования в России // Решетневские чтения. – 2017, с.711-712. 4. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров (серия: Бакалавр. Академический курс) / Н.В. Микляева. –М.: Изд-во Юрайт, 2013. – 510 с. 5. Towards Information Literacy Indicators. UNESCO / Ralph Catts and Jesus Lau. – Paris: UNESCO, 2008, p.128. 6. Кутузова И.А. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве // Дошкольное воспитание. 2012. -34 с. 7. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 №30384) 8. Профстандарт педагога (проект). [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/3071/file/1734/12.02.15 (Дата обращения 10.02.2019) 9. Калинина Т.В. Управление ДОУ // Новые информационные технологии в дошкольном детстве. -М., 2008. с.20-27. 10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. –С-Пб.: Питер, 2013. – 464 с. 11. Кузнецова О.В., Меркулова Н.И. Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования и саморазвития преподавателей // Стандарты и мониторинг в образовании, №3, 2014, с.17-27. 12. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. –4-е изд., стер. –М.: Академия, 2007. –624 с. 13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2017–2016 года). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата доступа 24.11.2018). 14. Босова Л.Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы / Л.Л. Босова. –М.: Просвещение, 2013. 15. Калас, И. Признание потенциала ИКТ в раннем образовании детей. -М.: UNECO IITE. -2010. -148 с. 20 июня 2019 в 11:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.