"Сказка" Москва

ИТ И КОМПЬЮТЕРЫ В ОБУЧЕНИИ – ДЕТЕРМИНАНТЫЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ

УДК: 372.8

ИТ И КОМПЬЮТЕРЫ В ОБУЧЕНИИ – ДЕТЕРМИНАНТЫЭВОЛЮЦИОННОГОПРОЦЕССА ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ

Аннотация:Дошкольномукомпьютерному образованию, ее психолого-педагогическим и научно-методическимпроблемампосвящено немного работ. В последнее время, с развитием цифровой экономики,образования эта проблема снова стала актуальной. Компьютерные компетенциизакладываются на дошкольном уровне. Они должны повышать культуру информационнойактивности при возросшей информированности детей.Проблема развития алгоритмического,инфологического мышления детей требует системного подхода.

Вработе данная проблема и составляющие ее задачи рассматриваются с позициисистемного, эволюционного анализа. Компьютерная грамотность – как средствоэволюции отношений, ресурсов, планов действий, процесса обучения. Как среда, активизирующаямотивацию применять знания, умения. Пропедевтический этап компьютерногообразования можно перенести в дошкольный и начальный школьный этап образования.

Работана этом этапе часто бессистемна, не всегда психолого-педагогически продумана. Встатье указаны пути решения данной системной проблемы. Информационная культура– не только компьютерная грамотность. Это и системная, интеллектуальная культура.

Ключевые слова:дошкольноеобразование, начальное образование, компьютерная грамотность, эволюция,система.

 

IT AND COMPUTERS IN TRAINING– DETERMINANTSOF EVOLUTIONARY PROCESS OF INFORMATION LITERACY OF CHILDREN

Summary: To preschool computereducation, its psychology and pedagogical and scientific and methodicalproblems a few works are devoted. Recently, with development of digitaleconomy, this problem became relevant again. Computer competences have toincrease the culture of information activity at the increased knowledge ofchildren. The problem of development of algorithmic thinking of childrendemands system approach.

In work this problem and tasks making it areconsidered from a position of the system, evolutionary analysis. Computerliteracy – as means of evolution of the relations, resources, the action plans,training process. As the Wednesday which is making active motivation to applyknowledge, abilities.

Works at this stage is often unsystematic, not alwayspsychology and pedagogical thought over. In this work solutions of this systemproblem are specified. Information culture – not only computer literacy. It andsystem, intellectual culture.

Keywords: preschool education, primary education, computerliteracy, evolution, system.

 

Введение

Проблемакомпьютеризации дошкольного образования – проблема давняя, ее психолого-педагогическиеи научно-методические основы начали исследовать с 70-ых годов А.П. Ершов, Г.А.Звенигородский, Ю.А. Первин, Н.А. Юнерман [1] и др. Современный этап развитияпроблемы связан с  цифровым бизнесом,цифровым этапом развития общества, экономики, образования.

Стратегическиважные компьютерные компетенции современного человека закладываются не только вшколе, а и на дошкольном этапе эволюции компьютерной грамотности. Закладываютсянавыки работы с «цифрой», актуализации информации и культура ее использования,информационной активности в социуме, политике, бизнесе, экономике при резковозросшей информированности детей.

ИспользованиеИКТ в профессиональной сфере ориентировано на развитие у педагогов-воспитателейустойчивых компетенций работы с информационно-логическими представлениямиобъектов и процессов (инфологического моделирования).Возраст 4,5-6,5 летсчитается благоприятным периодом закладки фундамента логического мышления,формируемого до 11 лет[2]. Поэтому проблема развития инфологического мышлениядетей – актуальная проблема, акцентированная необходимостью перехода на ФГОСНОО [3], основу которого составляет системно-деятельностный подход, отвечающийтребованиям общества, основанногона знаниях, системном подходе [4], воспитаниии начальном обучении.

ИКТ – база развертывания системногоэволюционного процесса информационной грамотности детей

ИКТ-подготовкадетей дошкольного (младшего школьного) возраста базируется на активизации:

1)    речевыхтехнологий, программ и сред решения коммуникационно-познавательных задач,например, поиска в интернет, сетевого взаимодействия;

2)    разнообразныхспособов актуализации и анализа (интерпретации) информации,например,визуализации, видеопредставления цифровой информации;

3)    нормпервичной информационной безопасности, соцсетевого этикета, например, правилповедения в режиме анонимного доступа к веб-ресурсу;

4)    релевантныхцелям стратегии обучения учебного контента в информационной среде дошкольного (начального)образовательного учреждения.

5)    ИТи мультимедиа-средств учебного процесса, например, мультимедиапроектора, e-доски, веб-ресурсов, e-mail.

ИспользованиеIT-ориентированнойиндивидуальной тактики обучения воспитанника ДОУ (учащегося НШ) активизирует нетолько интеллектуальныедетские способности, аи мотивацию, интерес к обучению, егокачеству[5]. Дети включаются в поисковую деятельность, положительно влияющую нагуманизацию, гармонизацию и гуманитаризацию дошкольного (начального)образования.

Урокиначальной компьютерной грамотности – средство эволюции компетенций по анализу,выявлению сути,связей, отношений, ресурсов, планов действий (логическихвыводов) процесса обучения, формирования инфологической, компьютерной грамотности.Активизируется мотивация воспитанников (школьников) к применению полученныхзнаний, развитию приобретенных умений, например, к самостоятельному информационномупоиску, самостоятельномуанализу задания, темы, независимо от возраста, уровнякомпьютерной подготовки. Доказано, что пользовательские, исследовательскиенавыки усваиваются лучше, быстрее в возрасте 5-10 лет[6].

Пропедевтическийэтап компьютерного образования переносим в начальное, дошкольное образование всилу благодатности указанного периода для:

1)    развитиявнимания, осознанной памяти ребенка;

2)    переходаот образного мышления к логическому;

3)    системноговосприятия, познания окружающего мира (закладываются методы анализа, синтеза,композиции, декомпозиции, алгоритмизации и др.);

4)    пониманиязначимости компьютерной, инфологической грамотности в жизни, мире.

5)    формированиянавыков «постановщика задач», «решателя задач», «исполнителя алгоритмов», «принимающегорешения».

6)    формирования«сознательного» пользователяПО.

ВДОУ технологии мультимедиа, ИКТ применяться могут не только как вспомогательноесредство в обучающем процессе, а и для организации коллективного решениязадачи, освоения навыков проектной работы. Например [7], воспользовавшись вдетском саду ИКТ,можно:

1)    модернизироватьвоспитательный процесс;

2)    повыситьего эффективность, мотивировать детей;

3)    дифференцироватьобучение, учесть индивидуальные особенности детей;

4)    раскрытьспособностиребенка;

5)    обеспечитьдоступу к ранее недоступным материалам для занятий (музеи, игры, контент);

6)    использоватьвиртуальныесреды;

7)    проводитьмониторинг состояния обученности;

8)    развиватькоммуникативные способности на высоком (макро) уровне.

Работав дошкольных (начально-образовательных) учреждениях – часто бессистемна, подборпланов, программ, содержания осуществляет сам педагог, не всегда релевантно,продуманно психолого-педагогически и с точки зрения гигиенических требований. Нарушаетсястройность,логическая последовательность адаптационного процесса к реформам ДОУ. Недостаточноиресурсное обеспечение, во многих садах нет компьютеров, возможностиприобретения мультимедиа-средств, программ.

Рособрнадзорначал проверять качество (вообще наличие) школьных воспитательных программ ссентября. «Явно» пока про ДОУ ничего не сказано. Воспитательный процесс –основа единства ДОУ, школы, родителей, поэтому Рособрнадзор создал Рабочуюэкспертную группу для анализа программ, соответствия содержания и программ.

Важно,чтобы отлично составленные программы не оказались лишь формальными. Проверятьбудут их реализуемость, реализацию, неформальный подход. Мониторинг дастаналитикам профильного министерства материал для принципиальных выводов.

Компьютерное образование детей – важнаячасть общесистемного эволюционного процесса, показатель работы коллектива ДОУ

Образование– часть общества. При рассмотрении проблем общества, нестабильного развитиямира, следует учитывать его противоположные, взаимосвязанные стороны: «устойчивость-неустойчивость»,«порядок-беспорядок (хаос)», «определенность-случайность» и др.

Этиантитезы при глобальном подходе к компьютерному просвещению, обучению детей невсегда есть зло, негатив. Их не нужно «побеждать». Неустойчивость можетвыступать условием устойчивого саморазвития. Оно проходит через уничтожениенежизнеспособных, хотя, возможно и устойчивых, форм. Новый порядок вкомпьютерном дошкольном образовании – налицо. ИКТ позволяют решать все болеесложные задачи образования, освобождая человека от рутинной деятельности воблаго его наивысшего предназначения – интеллектуальной деятельности. Знания иего недостаток усиливаются эвристиками, интуицией, опытом человека.

Порядок-беспорядокв образовательной среде взаимообусловлены: один – в другом, один – противдругого, один – для другого.Такие системы состоят из устойчивостей инеустойчивостей. Эволюция такой системы ведёт к качественным изменениям всистеме. Человек только усиливает и укрепляет эти взаимоотношения.

Профессионализмлюбого преподавателя положительно отражается на качестве образовательногопроцесса. Вопрос его результативности актуален в работе ДОУ. Наиболеедейственен механизм отслеживания результатов – педагогический мониторинг посоответствующему плану. Мониторинг образовательного процесса ДОУ позволяетустановить соответствие уровня развития компьютерных умений средневозрастнойнорме и оценить возможные отклонения от него. Термин же «уровень развития»понимается как соответствие степени проявления исследуемых параметров поотношению к эталонным, то есть средним в рассматриваемой возрастной группе.

Основнымицелями качественного и полного педагогического мониторинга компьютерных знанийв ДОУ обычно являются: совершенствование, повышение качества, самоорганизацияколлектива педагогов (учащихся, воспитанников).

Анализдеятельности коллектива ДОУ проводится по базовым показателям:

1)    качественный/количественный состав;

2)    качество,количество компетенций, достижений педагогов и коллектива в целом;

3)    мотивацияк образовательной деятельности, усилия и способности коллектива в данномнаправлении;

4)    готовностьк поддержке инновационной деятельности (инновационный потенциал коллектива).

Мониторинг рефлексии обычно направлен насформированность механизма рефлексивной самоорганизации. Включает таблицыпедагогических наблюдений, разноуровневые задания и нормы учебной деятельности,умений их выполнять, оценки (критерии) учебной мотивации и самоопределения приобучении.

Учебные самостоятельные действия предполагаютформирование познавательных процессов, требуют внимания к психофизиологическомусостоянию детей – из-за рисков, связанных с интенсивными методамиобучения.Обследование психического развития воспитанников, учащихся проводятпсихологи по известным диагностическим методикам, сам мониторинг осуществляетсяпод административным контролем. Мониторинг уровня овладения педагогами компьютерныхтехнологий деятельностного подхода необходим для самодиагностики собственногоуровня, последующих мер профессионального самообразования.

Цель оценки – сформировать учебно-познавательныемотивации, развить личность ребенка. Поэтому обязательны следующие требования:

1)    оценкадостижения, отрицательные результаты фиксируются, но не оцениваются;

2)    критерийколичественной оценки – мера усилий, вложенных ребенком в компьютерное решение учебногозадания, положительная динамика результатов;

3)    стимулированиепознавательных процессов оценивается лишь качественно.

Один из основных объектов мониторингапрофессионализма педагогов – методическое обеспечение каждого.

Основное требование к программам обучения ИКТ в ДОУ,начальной школе – легкость, естественность взаимодействий с учебным материалом(дружественность обучаемому)[9]. Соответствующие характеристики обозначают HCI(диалоговые программы, ориентированные на человека).

Категории ПО для обучения детей:

1)    тренировочныепрограммы (для закрепления материала, рис.1);

2)    обучающиепрограммы (для изучения нового материала);

3)    системыпоиска необходимой информации (для актуализации структурированного знания);

4)    моделирующиепрограммы (для моделирования виртуальных систем, процессов);

5)    микромиры,роботы-исполнители (для создания операционной среды, позволяющей реализоватьнекоторый класс задач);

6)    коммуникативныйинструментарий, технологии и средства для обеспечения поиска и актуализацииинформации.

 

Рис.1. Пример обучения счету (https://iqsha.ru/uprazhneniya/6-let/sootnosim-predmety-i-chisla-do-10/)

 

Интеллектуальный потенциал России и задачавоспитания талантливого ребенка – двуединая важнейшая проблема. Например,частично реализуется проектом «Интеллектуально-творческий потенциал РФ»(просветительный государственный проект от 2002 года). Задача проекта –обнаружить талантливого ребенка, молодое поколение и преподавателей,сформировать требования их развития. Более 100000 обучающихся и преподавателейпринимают участие в этом проекте ежегодно.Компьютерная составляющая проектазатрагивает важные государственные задачи, пока лишь неотчетливо декларируемые:

1)    сменаWindows на что-нибудь наиболее результативное, открытое, не опасное в условияхроста санкционного давления;

2)    сплочениевокруг стандартной версии Linux, сертифицированной версии Linux можно доверятьи она приведет к значительным переменам в ПО (в том числе в обучении детей).

Заключение

Информационнаякультура детей (дошкольников, младших школьников) – не только их компьютернаяграмотность, а и соответствующий уровень интеллектуальной, системной культуры. Детимогут легко овладеть различными компьютерными «штучками», но важно, чтобыстремились не к препровождению днями в соцсетях, а эмоционально-насыщенномуобщению в социуме [10]. Использование ИКТ позволяет усилить образовательныевозможности педагога и обучаемого, перейти к деятельностному, активному общениюв педагогических коммуникациях, способствовать усвоению знаний, активнопривлечь к образовательному процессу родителей, например, с помощьюэлектронного дневника, журнала, обсуждения проблем и решений.

Литература

1.  ЛапчикМ.П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. –4-е изд., стер. –М.: Академия, 2007. –624с.

2.  АбрамоваИ.В. Необходимость введения основ компьютерной грамотности в начальной школе ив дошкольном образовательном учреждении // Международный научный журнал «Символнауки». -№1-2. – 2018. С.127-131.

3.  Федеральныйзакон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года(с изменениями 2017–2016 года). URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата доступа 24.11.2018).

4.  КазиевВ.М. Введение в анализ,  синтез имоделирование систем. –М.: Бином. Лаборатория знаний. Интуит.ру.–2007. –244 с.

5.  Никитина,Н. Б. Новый взгляд на обучение информатике младших школьников [Электронныйресурс] / Н.Б. Никитина // Интернет-журнал «Эйдос». –2009. –14 января. URL: http://www.eidos.ru/journal/2009/0114-7.htm(датадоступа 22.11.2018).

6.  БосоваЛ.Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт,современное состояние и перспективы / Л.Л. Босова. –М.: Просвещение, 2013.

7.  СябренкоА.П., Юленков С.Е., Тынченко В.С. Проблемы и перспективы информатизациисовременного дошкольного образования в России// Решетневские чтения. – 2017,с.711-712.

8.  КутузоваИ.А. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическомпространстве // Дошкольное воспитание. 2012. 34 с.

9.  ПервинЮ.А. Методика раннего обучения информатике: методическое пособие / Ю.А. Первин.–М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. –228 с.

10.           Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерныймир дошкольника. –М.: Новая школа, 1997. –128 с.

20 июня 2019 в 11:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.