"Сказка" Москва

Использование компьютера детьми дошкольного возраста.

Использование компьютера детьми дошкольного возраста.

Автор: Логинов Владимир Александровч, Аспирант Московского психолого-социального университета.

Назначение: Статья будет интересна для педагогов-психологов, воспитателей и родителей, поскольку актуальность данной темы на сегодняшний день возросла.

Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций,[2] что требует творческих и нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Сегодня человек уже не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так называемой компьютерной грамотностью, то есть, умением управлять компьютером, вести с ним информационный диалог, использовать его как средство в своей повседневной бытовой и производственной деятельности. Как показывает опыт, в образовании компьютер может быть применен не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство, расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений – от детского сада до средней школы и вуза.

В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, которые очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств, для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер.

Завтра, это сегодняшние дети – наше интернет сообщество. И, ребенок психологически должен быть готов к этому. Компьютерная грамотность становятся сейчас необходимыми каждому человеку. В условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры, отличатся следующими качествами:

- мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;

- ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;

- на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;

- в общении с детьми не ощущают дистанции, не умеют вступать в глубокие личностные отношения;[1]

По мнению исследователей, компьютерные игры должны начинать играть определенную роль в жизни детей, только после того, как будут сформированы эмоциональная и волевая сфера.[1]

Перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то взрослые должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых – обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства, через освоение компьютерной грамотности, привычными и естественными в повседневной жизни детей.

Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. При неправильном подборе игровых программ может произойти вытеснение интересов: ребенок может полностью уйти в виртуальный мир.[1] Дошкольное воспитание как составная часть всей системы непрерывного образования обеспечивает начальные этапы развития человеческой личности. Сама возможность и механизмы влияния новых технологий на личность могут быть понятны с позиций культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского. С этой точки зрения информационные технологии рассматриваются как один из примеров психологических орудий, овладение которыми оказывает влияние на формирование и функционирование высших психических функций.[2] Мировосприятие детей базируется на чувствах и эмоциях. Поэтому информационные технологии можно использовать в различных видах деятельности детей: исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной и др. главное создать условия для возникновения интереса к игре. Компьютерные игры помогают детям лучше усваивать знания, стимулируют приобретение новой информации, развивают интерес и стремление достичь, поставленную цель, обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности. Следует заметить, что достижения детей не остаются незамеченными. Дети чувствуют большую уверенность в себе. Робкие и малообщительные начинают активно делиться своими впечатлениями, достижениями в освоении компьютерного мира. Они активно рассказывают, обсуждают сюжеты, получают удовольствие от того, чего они достигли.[1] Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем как учебная.

Если проанализировать состояние российского рынка обучающих программ для дошкольного и младшего школьного возраста, то можно увидеть пестрый калейдоскоп, куда входят познавательные игры, азбука, игры на внимание, память, логику, мышление, а также различные пазлы, раскраски, загадки, ребусы, кроссворды и математические игры. Приведу лишь малое число обучающих игровых программ.

Компьютерная программа «ЛЕНТА ВРЕМЕНИ».

Она разработана в Институте коррекционной педагогики РАО (авторы Е.Л.Гончарова, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина). Программа состоит из двух блоков упражнений. Первый — предназначен для оценки и развития у детей умения дифференцировать образы окружающего мира по временам года, второй — помогает расширять их образные представления о каждом времени года.

Ваш ребенок растет. Ему уже 5, 6, 7 лет…. За годы дошкольного детства ребенок накапливает немало впечатлений, наблюдений и действий, связанных с сезонными явлениями. Не раз он видел, как начинается дождь, тают под мартовским солнцем сосульки, замерзают лужи, распускаются почки деревьев, опадают листья и др. Он страшился раскатов грома, замирал от сверкающих молний, приходил в восторг поймав бабочку и недоумевал, когда зимой шел дождь вместо снега и др. Он с радостью избавлялся от шарфа, почувствовав первое весеннее тепло, прибегал с улицы из-за промокших в лужах сапог, сбрасывал с себя одеяло душной летней ночью, возвращался с дачи в город из-за того, что кончается лето. Все это случалось в жизни почти каждого ребенка, но насколько осмысленным оказался этот жизненный опыт? Что вынес ребенок из того, что видел, чувствовал, на чем останавливалось его внимание? Получить ответы на эти вопросы необходимо, так как единственно надежной основой формирования новых представлений о мире является жизненный опыт самого ребенка. Помочь выявить накопленный опыт и оценить его осмысленность помогает специализированная компьютерная программа «Лента времени» РАО .

Все дети очень любят, когда им читают сказки, ведь любовь к книгам и литературе важно прививать с самого детства. Вместе с игровым разделом "Азбука" малыши сделают свои первые шаги к необъятному миру русского языка! В отличие от привычных и скучных уроков, онлайн игры превращают обучение чтению и правописанию в увлекательный и захватывающий процесс. Все задания можно разделить на категории в зависимости от сложности:

· игры на запоминание букв и звуков;

· упражнения на чтение слогов;

· уроки по составлению и правописанию слов.

Интерактивная азбука является сильным помощником для детей! В игре-презентации ребёнок познакомится со всеми 33 буквами русского алфавита, услышит их правильное произношение и узнает, в каких словах они встречаются. После того, как малыш освоит азбуку, можно переходить к более сложным игровым заданиям, направленным на поиск и повторение букв, запоминание очерёдности их расположения в алфавите.

 

Обучающие игровые программы.

Раскраска по буквам "Мишка в берлоге"

Конечно же, ты знаешь, что зимой все медведи впадают в спячку. Вот и мишка из нашей раскраски уютно устроился в своей тёплой берлоге на окраине леса. И проснётся он только с первыми весенними деньками, так что спать медвежонку ещё довольно долго. Чтобы всё это время ему снились яркие и сказочные сны, давай раскрасим картинку подходящими по цвету карандашами! Все пустые участки рисунка отмечены разными буквами алфавита: они подскажут, какие оттенки карандаша нужно выбирать для раскрашивания той или иной области. Как только раскрасишь всю картинку, сразу же нажимай кнопку "Проверить". И поторопись, ведь мишке сейчас очень скучно в его чёрно-белом сне!

Азбука "Весёлый паровозик"

На железнодорожную станцию "Играемся" точно по расписанию прибыл необычный поезд: на его вагонах нарисованы различные буквы алфавита. Для того, чтобы паровозик поехал дальше, в каждый его вагон нужно поместить по одному предмету. Но как определить, какие именно предметы, и в какой вагон нужно складывать? В этом нам как раз и помогут буквы, нарисованные на вагончиках! Они подскажут, на какую буковку должно начинаться название предмета, который необходимо перетянуть в соответствующий вагон. Нужно постараться справиться с этим заданием побыстрее, ведь в это время по рельсам один за другим идут целых 10 поездов, и ни один из них не должен задержаться в пути!

Азбука "Пчелиные соты"

Пчёлы - очень трудолюбивые насекомые! Всё лето они без устали собирают ароматный цветочный нектар, делают из него сладкий мёд, а затем запасают его на зиму в пчелиных сотах. Вот и пчёлки из этой игры для детей хорошо потрудились в тёплое время года и запасли много мёда, а значит, они готовы к долгой холодной зиме. Осталось только аккуратно расставить соты в улье, чтобы ни одна из них не потерялась и не пропала. Лучше всего это сделать в алфавитном порядке, тем более, что на пчелиных сотах уже написаны буквы алфавита. Нужно помочь пчёлкам правильно расставить соты и поскорее приступать к заданию, ведь похолодание уже близко!

Математическая игра "Лягушка-попрыгушка"

Посмотри, какая милая лягушка ждёт твоей помощи! Ей срочно нужно попасть на другой берег, но перепрыгнуть через реку у неё не получается. Единственный способ преодолеть препятствие - это прыгать по пронумерованным листикам кувшинки, плавающим на поверхности воды. Сначала нужно прыгнуть на листочек с самой маленькой цифрой, а затем по порядку дойти до самой большой. Но наша лягушка-попрыгушка не умеет считать, поэтому она не знает, что обозначают цифры на листиках. Вспомни порядковый счёт от 1 до 10 и помоги лягушке! Как только она окажется на последнем листе кувшинки, то с лёгкостью спрыгнет на берег и поскачет по своим делам!

Robot Turtles». От 3-8 лет.

Robot Turtles обучает основам программирования через карточки-инструкции, которыми управляется прохождение черепашек через лабиринт. Дети должны использовать ограниченный синтаксис, последовательность команд, а также проводить отладку при совершении ошибки. Создатель игры, Дэн Шапиро, говорит, что понимание, как играть, появляется за несколько секунд. Программирование – это путь к тому, что дети не останутся в стороне от инноваций будущего».

«Лего: веселый конструктор».

Данная игра является его имитацией в электронном варианте. Ребенку предоставляется возможность строить города, населенные Лего-человечками, прокладывать между ними автомобильные дороги, наблюдая при этом со стороны за результатами своего творения.

«Приключение Пятачка: экзамен по анатомии».

Надо признать, что серия обучающих игр про поросенка Пятачка, позволяет эффективно использовать компьютер как для развития ребенка, так и для его обучения. Эта игра несколько отличается от двух предыдущих – прежде всего тем, что имеет два независимых режима: игровой и обучающий. В первом режиме недра человеческого тела представлены как волшебный мир, населенный сказочными героями – драконами, ведьмами. Второй режим отличается научно-популярным стилем изложения материала, и позволит ребенку без труда составить понятие об азах анатомии человека и правилах личной гигиены.

 «Лунтик: тренируем память и внимание»

Десять заданий для тренировки памяти и внимания – специально для малышей 3-5 лет.
В сказочный лес пришла весна, и непоседа Лунтик отправляется проведать своих друзей. Оказывается, в этот солнечный денек у всех приятелей лунного гостя полным-полно важных дел. Пчелёнок решил устроить пикник на свежем воздухе и накрывает на стол к чаю, но у него перепуталась вся посуда. Художник дядя Шнюк взялся устроить весеннюю выставку своих картин, но выяснил, что среди них много испорченных и незаконченных. Бабе Капе совершенно необходимо рассортировать фрукты, а противный Вупсень так и норовит стянуть что-нибудь со стола. Словом, лесным обитателям просто необходима помощь Лунтика и, конечно же, малышей! Чтобы справиться с заданиями, ребятам придется постараться — ведь каждое требует внимания и сосредоточенности.
Веселые занятия. Занимательные мини-игры в компании забавных персонажей любимого мультфильма — самые лучшие упражнения.
Для самых маленьких. Простейшее управление и озвученные подсказки помогут детям быстро освоиться в игровом мире и выполнять задания самостоятельно.

«Игра: Лунтик познает мир»


Лунтик приглашает малышей на прогулку по яркому сказочному миру! Вместе с любознательным лунным гостем и его друзьями маленькие игроки побывают на лугу и поле, в лесу и у озера, узнают названия многих животных, растений, птиц и рыб, научатся определять, к какой категории относится тот или иной предмет, а в гостях у Капы и Шера познакомятся с особенностями некоторых профессий. По каждой теме нужно выполнить несколько интересных заданий, а если ребенок не справится, герои предложат ему более простое испытание. В финале приключений малыша ждет сюрприз — новая серия мультфильма «Лунный гость», а также сертификат Специалиста Знания Мира.

В заключении скажу о том, что обучающие игровые программы вносят свою положительную лепту в развитие ребенка, но не стоит забывать и, что следует помнить, так это то, что дошкольник рано или поздно поступит в школу и ему придется выполнять домашние задания и другие учебные работы, так не похожие на игры. Постарайтесь, чтобы ребенок использовал компьютер не только для развлечений, но и для успешного решения прикладных задач, таких как, например: создать рисунок, сочинить мелодию, найти информацию, оформить рассказ и.т.д. Тогда ребенок убедится, что при помощи компьютера многие задачи можно выполнить значительно быстрее и эффективнее. Он будет воспринимать компьютер как своего друга и помощника, что подготовит его, несомненно, к применению своих знаний и умений в начальной школе.

Список литературы

1. http://ya-uchitel.ru/bloq/vlijanie компьютерной игры на развитие дошкольника/ 2015-12-25-2730

2. http://ped-kopilka.ru/bloqs/ekaterina iqorevna sheina/влияние компьютера на познавательную сферу дошкольников.html

20 июня 2019 в 17:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.