"Сказка" Москва

Доклад. Конференция в МПСУ

7ea2b9a8be16786a84da722688e21ab0.jpge81ce697051de824eb2af2cfeaef58d4.jpg

  ДОКЛАД

Аспирант МПСУ Логинов Владимир Александрович

Уважаемые члены кафедры представляю Вам доклад на тему диссертационного исследования «типы и детерминанты цифровой грамотности в дошкольном образовании.

На сегодняшний день тема цифровая грамотность детей очень важна и актуальна, так как наше общество развивается очень быстро, и на дворе уже 21 век – век компьютерных технологий. Сейчас трудно представить человека не пользующегося телефоном, принтером и компьютером. Они заняли прочные позиции во всех областях современной жизни. Компьютерная грамотность становятся сейчас необходимыми каждому человеку. В настоящее время педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. А поэтому ребенка необходимо заранее готовить к предстоящему взаимодействию. Как я понимаю, компьютер входит в жизнь ребенка уже с 4-5 лет. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых – направить его в полезное русло, через правильное освоение компьютерной грамотности. Применение компьютера в дошкольном возрасте не только возможно, но и необходимо. К сожалению, нет единого подхода к пониманию того, каким образом, обеспечивать начальные этапы, внедрения форм работы с ПК в дошкольном возрасте + правильного формирования цифровой грамотности детей в ДОУ. Анализ состояния данного вопроса в педагогической теории и образовательной практике позволяет выявить существующие противоречия:

1. Отсутствием разработанных подходов к целенаправленному процессу развития цифровой грамотности дошкольников;

2. Низкой представленностью форм и методов работы с ИКТ в дошкольных учреждениях. В результате чего вытекает проблема

исследования, которая, заключается в разработке подходов к становлению, и развитию компьютерной грамотности дошкольников. Актуальность указанной проблемы, ее психолого-педагогическая значимость и недостаточная научная разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Типы и детерминанты развития цифровой грамотности в дошкольном образовании».

Цель: определить влияние компьютерных технологий на развитие компьютерной грамотности в дошкольном образовании.

Объект исследования: цифровая грамотность.

Предмет исследования: особенности развития цифровой грамотности у детей дошкольного возраста.

В основе данного исследования лежит гипотеза, согласно которой, становление цифровой грамотности дошкольников, будет проходить успешно:

1) Если становление цифровой грамотности дошкольников будет рассматриваться как одна из целей дошкольного обучения;

2) Если будет определен, и детализирован компонентный состав, цифровой грамотности дошкольника;

3) Если будет разработан специальный учебный курс, нацеленный на развитие компонентов, компьютерной грамотности дошкольников;

4) Если разработанный учебный курс, будет внедрен в практику деятельности, дошкольного учреждения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современные научные подходы к пониманию сущности цифровой грамотности;

2. Изучить психологические особенности детей дошкольного возраста;

3. Выявить типы и детерминанты цифровой грамотности дошкольников;

4. Проанализировать возможности применения гендерного подхода к развитию цифровой грамотности дошкольников;

5. Выявить техники, которые могут быть использованы в процессах развития цифровой грамотности в ДОУ;

6. Разработать структуру и содержание психолого-педагогической технологии, направленной на развитие компьютерной грамотности дошкольников;

7. Внедрить разработанную педагогическую технологию в образовательный процесс ДОУ;

8. Проанализировать динамику развития цифровой грамотности в условиях обучающего эксперимента.

На решение поставленных задач требуется внедрение комплекса методов исследования, включая:

теоретические: рассмотрение литературы по проблеме, обобщение активного, пассивного опыта педагогов, логические методы анализа понятий. (можно не читать - интерпретация, определение, конкретизация, обобщение, анализ, синтез, и.т.д.);

практические: метод моделирования исследуемых процессов, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент;

математической статистики: обработка опытно-экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) уточнено понимание сущности компьютерной грамотности;

2) выявлен компонентный состав цифровой грамотности дошкольников;

3) выявлены особенности, типы и детерминанты формирования, развития цифровой грамотности дошкольников;

4) предложена психолого-педагогическая технология, направленная на развитие компьютерной грамотности дошкольников.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1.Расширено представление о возможностях использования современных ИКТ в практике дошкольного образования, предложена психолого-педагогическая технология, основанная на использовании ИКТ в практике дошкольного обучения;

2.Спроектирована, теоретически обоснована, концепция формирования, и развития цифровой грамотности дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1) в разработке, и практической системы инновационных форм обучения, нацеленных на развития компьютерной грамотности дошкольников;

2)  создано научно-методическое обоснование процесса развития цифровой грамотности дошкольников;

3) разработана, презентована и апробирована психолого-педагогическая технология развития цифровой грамотности дошкольников.

Основные положения, выносимые на защиту включает 5 пунктов:

1. Информационная грамотность представляет собой, сложный, комплексный, личностный конструкт, в структуре которого, можно выделить когнитивный, оперциональный, эмоциональный и рефлексивный компоненты, в результате чего, высокий уровень сформированности цифровой грамотности, обеспечивает личность возможностями, работы с ИКТ, использования ИКТ в процессе социальной и профессиональной деятельности;

2. Цифровая грамотность выступает основой для формирования компьютерной компетентности и культуры личности, что обусловливает целесообразность развития этой грамотности на ранних этапах развития ребенка;

3. У дошкольников можно целенаправленно формировать и развивать цифровую грамотность. При этом может меняться структура обучения через информационные технологии, что является фактором развития способности к познанию себя и более глубокого понимания других детей.

4. Особенности проявления, интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих средств, которые задаются культурой общества, в качестве норм и форм поведения.

5. Программа, направленная на активизацию особенностей детей дошкольного возраста по формированию и развитию компьютерной грамотности.

Организация исследования: исследование проведено в течении 2015-2019 г. в Москве. Всего в исследовании приняло участие 160 детей в возрасте от 2 до семи лет. Кроме этого в исследовании приняло участие 12 воспитателей и 39 родителей воспитанников ДОУ.

Исследование проводилось на базе двух ДОУ г.Москвы

В результате проведенной мной работы в ДОУ, я понимаю, что многие дети еще не умеют читать, и писать. Хотя, 20% детей в подготовительных группах уже пишут. Образовывают буквы в слоги, а слоги в слова. Такой же процент читают.  Мы готовим детей, совместно с родителями к школе, соответственно тут же возникают три вопроса по нашей теме: а именно, 1)Что формирует цифровая грамотность у детей? 2) На что направлена цифровая грамотность? 3) И нужна ли цифровая грамотность вообще детям дошкольного возраста? Ответ: Да, она необходима в савязи с тем, чтов наш век компьютерных технологий, нам и нашим детям от этого не убежать и не спрятаться. А из этого следует, что необходимо еще  в дошкольном возрасте, воспитывать в детях правильный подход к компьютерам, умение правильно распределять время, проведенное в интернете + учить детей цифровой грамотности. Чтобы уже в школе дети могли самостоятельно на компьютере составлять различные школьные проекты, печатные задания, участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах и.т.д. И все это нужно закладывать, как и воспитание еще в дошкольном возрасте, то есть в старших и подготовительных группах.

Что формирует цифровая грамотность у детей? Теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, творческие способности через обучение начальным знаниям в области информатики и элементарным навыкам работы на компьютере, развитию познавательного интереса, интеллектуальное развитие и.т.д. Успех детей к овладению информационными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов деятельности.

На что направлена цифровая грамотность? Если мы, сформируем цифровую грамотность, в общей концепции его применения в образовании, то в результате ребенок в первом классе пойдет со сформированными психологическими качествами,  это умением сосредоточиться, развитием внимания, стремлением к знаниям, устойчивым интересом к предмету информатики, коммуникативной компетентностью, умением работать в команде и.т.д. потому как уже в первом классе дети должны уметь делать проекты, должны готовить определенные выступления и умением, правильного использования КТ в своих целях. Вот мы к этому и готовим детей.

Как показывает опыт – элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности являются игровые методики. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей. Поэтому, использование игровых технологий на занятиях, не только возможно, но и их необходимо применять, так как игровые технологии позволяют в лёгкой и интересной форме преподнести детям любой материал и он становиться для них более доступным, понятным, и позволяет воспитанникам повысить интерес к предмету. В процессе игры у воспитанников вырабатывается умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям.

Например: На занятиях с воспитанниками дошкольного возраста можно использовать игровую программу «Земля до начала времён», где ребята вместе с динозаврами изучают и закрепляют буквы и цифры, учатся составлять слова и рисунки, разгадывать головоломки, выполняют задания на внимательность и память.

Посещая компьютерный кружок, воспитанники реализуют свои творческие способности, в этом им помогает графический редактор Paint-(Пэйнт), ребята с удовольствием создают компьютерные шедевры. В кружке организуются выставки детских компьютерных работ, которые дети создают как к календарным праздничным дням, так и на свободные темы.

При использовании игровых технологий, кроме формирования учебной деятельности, происходит следующее: умение подчинять свою деятельность заданным правилам и требованиям, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков. Очень важно, что успешное использование компьютера, получение с его помощью более продуктивных результатов, способствует повышению самооценки ребёнка, его уверенности в способности решать сложные задачи. А из его позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается и его удовлетворённость, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне. Это способствует формированию у ребёнка таких личностных черт и качеств, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность, которые переносятся впоследствии и в другие области его жизнедеятельности.


Считаю, что в процессе моей работы при использовании игровых технологий удалось реализовать следующие поставленные задачи:

·  развить и расширить познавательные интересы воспитанников;

·  воспитать компьютерную и информационную культуру;

·  развить творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка;

·  повысить уровень усвоения и качества знаний;

·  сформировать устойчивый интерес к предмету информатики;

·  способствовать развитию самостоятельного мышления;

·  способствовать воспитанию духа сотрудничества на занятиях;

·  снизить нагрузки в процессе обучения.

Использование компьютерных игр позволяет гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение, умение находить закономерности. В то же время мы узнали и о вредном воздействии таких игр. Последние исследования ученых показали, что не сам компьютер негативно воздействует на организм человека, а неправильное его расположение, несоблюдение временных ограничений по возрасту.

Необходимо говорить с ребятами о пользе здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом. При соблюдении всех этих условий компьютер превратится в друга и верного помощника.

Спасибо!



21 июня 2019 в 07:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.